Минимальная пенсия в карачаево черкесии. Минимальная пенсия

В Карачаево-Черкесии в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 8846 руб.

Размер регионального прожиточного минимума пенсионера (8846 руб.) равен прожиточному минимуму пенсионера в целом по РФ (8846 руб.).

Неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера, полагается федеральная социальная доплата:

Сумма доплаты, руб. = 8846 – Сумма материального обеспечения пенсионера

Прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации устанавливается для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии.

Региональный прожиточный минимум пенсионера устанавливается в каждом субъекте РФ в целях определения социальной доплаты к пенсии.

Право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе по месту их жительства.

Отметим, что местное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии.

Социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и необходимыми документами.

Какие суммы учитывают при подсчете размера материального обеспечения пенсионера:

  • все виды пенсий;
  • срочная пенсионная выплата;
  • дополнительное материальное (социальное) обеспечение;
  • ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иные меры социальной поддержки (помощи), установленные региональным законодательством в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно);
  • денежные эквиваленты предоставляемых мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Какие суммы НЕ учитывают при подсчете размера материального обеспечения пенсионера:
меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством в натуральной форме.

Для информации

Он используется для:

  • оценки уровня жизни населения в Карачаево-Черкесии при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджета Карачаево-Черкесии.

Прожиточный минимум расчитывается раз в квартал на основе . Непосредственно для расчёта и начисления пенсий не используется.

Динамика изменения прожиточного минимума пенсионера в Карачаево-Черкесии

Таблица. Региональный прожиточный минимум пенсионера в Карачаево-Черкесии (для установления доплат к пенсии)

Год Сумма, руб. Закон Карачаево-Черкесской Республики Федеральный
прожиточный
минимум
2019 8846 от 29.10.2018 № 67-РЗ (в размере равном прожиточному минимуму пенсионера по РФ) 8846
2018 8618 от 30.11.2017 № 61-РЗ 8726
2017 8410 от 27.09.2016 № 57-РЗ 8540
2016 6796 от 09.11.2015 № 81-РЗ 8803
2015 6351 от 01.12.2014 № 80-РЗ 7161
2014 5827 от 17.10.2013 № 56-РЗ 6354
2013 5129 6131
2012 4908 5564
2011 4600 4938
2010 4190 от 22.09.2009 № 47-РЗ 4780

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
  • Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005 N 6-РЗ «О прожиточном минимуме в Карачаево-Черкесской Республике»

Бесплатная помощь от Пенсионного Юриста

Юридические консультации по спорам или конфликтам с НПФ, страховым возмещении, отказам от выплат и пр. пенсионным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Чтобы найти пенсионный фонд Карачаево-Черкесской Республики и узнать адреса наиболее близких к вам отделений, заведите наименование населенного пункта в поисковую строку или выберите свой вариант из приведенного ниже списка. Мы предлагаем выбрать пенсионные фонды Карачаево-Черкесской Республики по районам, органы управления по территориальным единицам.

Информация о пенсионном фонде Карачаево-Черкесской Республики

Онлайн-энциклопедия позволит вам быстро и без затруднений найти информацию, которая нужна. Кроме того, вы сможете обратиться в государственный пенсионный фонд Карачаево-Черкесской Республики, воспользовавшись официальным сайтом госуслуг и Российской Федерации.

На нашем портале представлена вся необходимая информация по следующим вопросам:

  • начисление пенсий;
  • использование материнского капитала;
  • наличие льгот по старости или другим основаниям.

Здесь же вы найдете данные о страховых взносах, пособиях, ознакомитесь с графиком работы отделений государственного пенсионного фонда Карачаево-Черкесской Республики, выходными днями филиалов.

Адреса отделений ПФР в Карачаево-Черкесской Республике и график работы

Если вы планируете совершить визит в ПФР, но не знаете, как работает структура, полезным будет ознакомление с графиком работы, режимом приема посетителей инспекторами. Посетив сайт пенсионного фонда Карачаево-Черкесской Республики, вы будете точно знать телефоны справочной и , адреса ближайших к вам организаций, где вы сможете безболезненно и узнать все интересующие детали у ответственного лица.


Количество управлений, отделов и клиентских служб ПФР вы увидите внизу страницы. В настоящий момент пенсионный фонд адреса пунктов приема в Карачаево-Черкесской Республике предоставил с отражением информации на карте для лучшей ориентации пользователей услуг.

Отличная возможность для читателей ресурса – оставить отзыв о своих впечатлениях, возникших после визита в государственное учреждение. Ознакомившись с ними, руководитель пенсионного фонда Карачаево-Черкесской Республики сможет скорректировать работу отдельных служащих, внести коррективы в график работы, устроить проверку по факту ненадлежащего исполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.

Часто задаваемые вопросы

Если вы ищете информацию о преобразовании в сфере пенсионных начислений, ознакомьтесь с представленными на сайте данными. Вполне возможно, что в пенсионный фонд России в Карачаево-Черкесской Республике вам идти не придется.

Достаточной окажется подготовленная для вас база:

  1. На итоговый размер выплат пенсионерам влияют сумма зарплатных отчислений, длительность рабочего процесса, возраст назначения пенсии. Следует предоставить в пенсионный фонд Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике сведения о срочной службе, уходе за ребенком, иждивенцем. Все это влияет на расчет коэффициентов.
  2. На пенсию выгоднее выходить позже установленного пенсионного возраста, так как размер выплат растет с учетом коэффициентов и надбавок.
  3. Выписку о состоянии лицевого счета через пенсионный фонд Карачаево-Черкесской Республики можно получить через личный кабинет Госуслуг, банк или клиентский сервис.

При недовольстве обслуживанием обратитесь к начальнику пенсионного фонда Карачаево-Черкесской Республики или напишите жалобу через сайт, обоснованно изложив причины своего обращения.

IV квартал 2018

9251 руб./мес.

На душу населения

9790 руб./мес.

Для трудоспособного населения

7505 руб./мес.

Для пенсионеров

9353 руб./мес.

Для детей

Согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики №70 от 19.03.2019 года за IV квартал 2018 года величина прожиточного минимума составляет:

  • на душу населения - 9251 рублей в месяц;
  • для трудоспособного населения - 9790 рублей в месяц;
  • для пенсионеров - 7505 рублей в месяц;
  • для детей - 9353 рублей в месяц.

Таблица значений прожиточного минимума по кварталам

Период Величина в руб./мес. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики
На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей
IV квартал 2018 9251 9790 7505 9353 №70 от 19.03.2019
III квартал 2018 9347 9852 7531 9612 № 268 от 29.11.2018
II квартал 2018 9335 9836 7528 9608 № 206 от 29.08.2018
I квартал 2018 9094 9479 7507 9485 № 121 от 15.05.2018
IV квартал 2017 8719 9208 7063 8877 № 52 от 05.03.2018
III квартал 2017 9052 9534 7329 9296 № 321 от 05.12.2017
II квартал 2017 9279 9815 7486 9428 № 238 от 12.09.2017
I квартал 2017 9037 9535 7323 9083 № 128 от 26.05.2017
IV квартал 2016 8815 9321 7138 8943 № 44 от 14.02.2017
III квартал 2016 8751 9251 7071 8903 № 291 от 11.11.2016
II квартал 2016 8836 9317 7125 9073 № 211 от 19.08.2016
I квартал 2016 8823 9305 7072 9030 № 142 от 24.05.2016
IV квартал 2015 8530 9028 6919 8620 № 43 от 14.03.2016
III квартал 2015 8637 9012 6882 8606 № 358 от 21.12.2015
II квартал 2015 8952 9457 7226 9128 № 211 от 30.07.2015
I квартал 2015 8550 9043 6916 8674 № 119 от 12.05.2015
IV квартал 2014 7339 7825 5844 7351 № 31 от 17.02.2015
III квартал 2014 7076 7518 5767 6942 № 345 от 24.11.2014
II квартал 2014 7155 7567 5806 7140 № 242 от 26.08.2014
I квартал 2014 6908 7302 5610 6928 № 164 от 29.05.2014

ФАЙЛЫ Скачать таблицу в формате DOC

Примечание к таблице: приведены поквартальные значения на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года. Данные значения величины прожиточного минимума применяются в городах: Черкесск, Усть-Джегута, Карачаевск, Теберда и других населенных пунктах Карачаево-Черкесской Республики.

О прожиточном минимуме в регионе

Прожиточный минимум (ПМ) – количество денег, на которые целый месяц с минимальными удобствами может прожить работающий человек в РФ. Без излишков, только необходимые компоненты жизни: еда, вода, свет, одежда, проезд, налоги.

Правила расчёта и утверждения ПМ содержатся в:

  • ФЗ от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;
  • Постановлении федерального Правительства от 29.01.2013 г. за № 56 «Об утверждении правил исчисления величины ПМ на человека и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ».

Все перечисленные компоненты ПМ складываются в итоге в потребительскую корзину и обязательные платежи.

Цена потребительской корзины рассчитывается на основе сведений из Росстата о потреблении продуктов, непродовольственных товаров и самых необходимых услуг и ценах на указанные категории. Каждые 5 лет Росстат проводит анализ народного спроса и подготавливает новый минимальный перечень для расчёта ПМ.

Для расчета цены продуктов в ПМ возьмем картофель:

  1. Считаем, сколько картофеля потребило население за год.
  2. Считаем население.
  3. Делим 1 на 2, получаем среднегодовое потребление продукта на человека. Делим на 12 – среднемесячное.
  4. Берем индекс изменения потребительской цены картофеля за последний квартал, умножаем на него среднемесячную цену. Вот и итоговое потребление картофеля, которое зачтётся в стоимость ПК.

Также считаются цены на остальные продукты. Доля услуг и непродовольственных товаров в ПК – по половине от стоимости продуктов.

ПМ – показатель экономической ситуации в регионе и в стране. Утверждается Правительством ежеквартально после рассмотрения информации Росстата.

В Карачаево-Черкесской Республике экономическая ситуация очень напряженная. Как и по всему Кавказскому региону, показатели производства и добычи падают, наблюдается отток населения в крупные города, задержки зарплат, массовые сокращения. Частный сектор экономики имеет сезонный рост. В связи с этим ПМ здесь ниже, чем в среднем по РФ. Устанавливает его Глава Республики.

Навигация по статье

Пенсионная система в РФ не стоит на месте, а постоянно совершенствуется, становясь более стабильной и понятной. Наряду с этим в нашей стране открывают новые перспективы для граждан по формированию пенсионных прав.

Виды пенсионного обеспечения

Сложившаяся к настоящему моменту пенсионная система России представляет собой три уровня :

  • (ОПС);

ОПС формируется за счет страховых взносов работодателей (страхователей) за себя и своих работников в ПФР. В рамках ОПС выплачиваются несколько видов страховых пенсий :

Можно сказать, что пенсия по ОПС - это часть заработка, отложенная на будущее и при наступлении страхового случая.

Главным страховщиком в системе ОПС является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Что касается , то здесь страховщиками выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или управляющие компании (УК). Такой вид пенсионной выплаты формируется по решению застрахованного лица.

Но не все граждане в силу тех или иных причин могут заработать право на . Таким лицам в рамках государственного обеспечения и поддержки назначается . Выплата таких пенсионных средств осуществляется из государственного бюджета.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) предоставляет гражданам возможность добровольно формировать ещё одну дополнительную пенсию, которая назначается по основаниям, указанным в договорах о НПО.

Система обязательного пенсионного страхования

Право на пенсионную выплату в возникает при наступлении страхового случая :

  • (65 лет у мужчин и 60 лет у женщин);

Граждане, работающие и перечисляющие страховые взносы в ПФР, являются застрахованными лицами. - это основной вид пенсионных выплат в России.

Ежегодно правительством страховые выплаты. Однако с 2016 года индексация проводится только у неработающих пенсионеров (ст. 26.1 закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» ).

Система ОПС предусматривает и меры поддержки людей , чья выплата ниже прожиточного минимума. Такая мера предназначена только для неработающих пенсионеров путем установления .

Индивидуальный (персонифицированный) пенсионный учет

С 2002 года проводится персонифицированный учет пенсионных прав, при котором все данные о граждан содержатся на его индивидуальном лицевом счете .

Именно на этот счет работодатель каждый месяц перечисляет страховые платежи . Здесь же содержится информация о стаже, заработке и добровольных отчислениях гражданина. Таким образом, формируются пенсионные права - основа будущей пенсионной выплаты.

Застрахованные в системе ОПС граждане имеют право получать выписку из своего лицевого счета с целью контроля за его состоянием.

Номер индивидуального счета является уникальным и принадлежит только одному гражданину. Документом о присвоении такого номера является страховое свидетельство - СНИЛС . Оно выдается один раз и на всю жизнь.

С помощью СНИЛС открывается несколько возможностей :

  • получить государственную льготу;
  • получить государственную услугу в электронном виде;
  • сократить количество документов при получении госуслуги.

Страховое свидетельство необходимо и для формирования регистра граждан , у которых есть право на получение государственных социальных услуг и льгот.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Финансирование пенсионных выплат по государственному обеспечению, в отличии от ОПС, осуществляется из средств федерального бюджета .

Такие пенсии устанавливаются гражданам с целью компенсации им заработка , утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении необходимой выслуги лет, либо для возмещения вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате воздействия радиации, в случае потери трудоспособности или утере кормильца, а также в ряде иных случаев.

Назначается государственная пенсионная выплата в любое время после возникновения права на неё. Также для некоторых положена выплата одновременно 2-х пенсий .

Виды государственных пенсий

Существует несколько видов государственных пенсионных выплат:

  • За выслугу лет . Устанавливается , и при соблюдении определенных условий, а именно наличия необходимого стажа в соответствующих должностях.
  • По старости. Назначается гражданам, . Условия возникновения права на неё зависят от категории получателя, характера выполняемой им работы, места и продолжительности пребывания на загрязненной территории.
  • По инвалидности . Данная государственная пенсия устанавливается в случае наступления нетрудоспособности граждан из числа , космонавтов, а также пострадавших на ЧАЭС и награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» .
  • По случаю потери кормильца. Такая пенсионная выплата, устанавливаемая государством в случае потери кормильца, а именно , проходившего службу по призыву, граждан, подвергшихся радиации, космонавтов и кандидатов в них, назначается нетрудоспособным членам их семей.
  • Социальная пенсия. Выплачивается по нормам закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в случае отсутствия у застрахованного лица необходимого страхового стажа. также делится на следующие виды:

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Наряду с государственными мерами формирования пенсионных выплат граждане могут сами принять участие в увеличении своей будущей пенсии.

Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе путем заключения договора вкладчика с каким-либо негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Список таких фондов, которые на данный момент осуществляют свою деятельность (имеют лицензию), приводится на официальном сайте Центробанка .

Согласно такому документу в течение определенного периода времени гражданин будет перечислять оговоренные суммы на свой лицевой счет.

Как правило данные договоры заключают для пенсионного обеспечения таких категорий граждан, которые занимаются тяжелой или опасной работой , чтобы после выхода на пенсию выплаты могли компенсировать их труд (список таких должностей приводится в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 закона № 400 «О страховых пенсиях» ).

Для таких граждан могут заключаться договоры досрочного негосударственного пенсионного обеспечения , в которых определяется пенсионная схема, порядок и условия выплаты негосударственных пенсий (абз. 2 ст. 3 закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Пенсионная реформа

Правила, действующие с начала 2015 года, вывели накопительную часть пенсии из состава страховой и сделали ее . Устанавливаться такая выплата может как ПФР, так и негосударственными пенсионными фондами, если гражданин решит формировать свои накопления в одном из них.

Повышается значимость страхового стажа при . Также большую роль играет и уровень заработной платы , с которой перечисляются страховые взносы в ПФР. Чем продолжительнее стаж и выше зарплата, тем больше будет сумма пенсионной выплаты.

До конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе имели , а именно формировать страховую и накопительную пенсию или . Для граждан, впервые начавших свою трудовую деятельность после 2015 года, такое право выбора будет предоставлено в течение первых пяти лет.

Еще одна возможность для увеличения размера будущей пенсии - более поздний выход . За каждый год отложенного выхода на заслуженный отдых будут начисляться повышающие коэффициенты к страховой и фиксированной выплатам.

Страховая и накопительная пенсия

Основой будущей страховой пенсионной выплаты являются , перечисляемые работодателями в ПФР за своих сотрудников на их индивидуальные счета. Тариф страховых взносов равен 22% от заработной платы. Максимальный уровень взносооблагаемой базы правительство утверждает каждый год (в 2019 году - 1 150 000 рублей).

  • При формировании тариф будет распределяться на индивидуальный в размере 16% (при этом все взносы идут именно на страховую пенсию) и солидарный в размере 6% (на финансирование фиксированной выплаты нынешним пенсионерам).
  • Граждане определенного возраста, а именно 1967 года рождения и моложе, могут (могли) выбрать иной способ формирования своей будущей пенсии, решив отчислять часть средств на . Тогда индивидуальный тариф будет состоять из 10% на страховую пенсию и 6% на накопительную, солидарный же тариф останется без изменения.

Новая пенсионная формула расчета пенсии

Важно помнить, что все пенсионные права, сформированные до 2015 года, будут сохранены, зафиксированы и . Если итоговый размер пенсии будет ниже установленного, то его оставляют на прежнем уровне.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)

Индивидуальный коэффициент является основой формирования пенсионных прав граждан по новой балльной системе. Величина его разная для каждого гражданина, так как ИПК равен отношению заработной платы отдельно взятого человека к максимальной зарплате, с которой работодатели уплачивают платежи в ПФР.

ИПК = (СВ / МВ) × 10,

  • ИПК - годовой индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СВ - сумма страховых взносов за гражданина по тарифу 16% или, при формировании накопительной пенсии, 10%;
  • МВ - сумма взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты (в 2019 году это 1015000 руб.).

Соответственно, чем выше зарплата, тем выше пенсионный коэффициент. При равном уровне дохода ИПК будет выше у того гражданина, кто отказался от формирования накопительной пенсии.

Все индивидуальные коэффициенты будут суммироваться . Особо стоит отметить, что ИКП начисляется в том числе и за некоторые нестраховые периоды , например, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком (ст. 12 закона № 400 «О страховых пенсиях» ).

Кроме того, законом установлено максимальное значение ИПК, равное 10 , но такой предел будет устанавливаться постепенно с 7,39 в 2015 году до 10 в 2021 году (9,13 в 2019 году).

Анализ пенсионной системы России

Комплекс мер по реформированию существующей пенсионной системы с начала 2015 года затронул всех участников . Однако мгновенного решения накопившихся проблем не произошло:

  • по-прежнему пенсионеры недовольны получаемой выплатой;
  • страхователи - высокими взносами в ПФР;
  • государство - тем, что нарастает возмущение граждан, да и самому Пенсионному фонду все сложнее собирать необходимые средства для выполнения обязательств.

Некоторое недоумение у граждан вызывает , когда их страховые взносы переводятся балы, а государство самостоятельно устанавливает их стоимость.

Кроме того, экономическая и демографическая ситуации в стране усложняют существующее положение дел . Растет число получателей пенсионных выплат и сокращается число работающих, а, следовательно, и плательщиков взносов. Таким образом, нарушается баланс основного принципа действующей пенсионной системы - принципа солидарности поколений. К тому же снижение доходов населения неблагоприятно сказывается на взносах в ПФР.

Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации стало на 5 лет (то есть до 60 и 65 лет). Постепенный переход к новым нормативам пенсионного возраста будет осуществляться с 2019 по 2023 г. с ежегодным увеличением на 1 год.

Заключение

Законы, действующие в нашей стране с 2015 года, и привнесли много изменений в систему пенсионного обеспечения. Главным отличием существующего порядка формирования пенсионных прав является их расчет в условных единицах - индивидуальных коэффициентах. Важным нововведением стала и индексация пенсионных выплат только у , а также увеличение пенсионного возраста для страховых и социальных пенсий.

  • Сложившаяся система пенсионного обеспечения в России является трехуровневой. Основную долю занимает , гарантированное государством.
  • является основным видом пенсий в России. Пенсионные права граждан формируются на их индивидуальных лицевых счетах. Каждому гражданину присвоен свой уникальный номер, отраженный в .
  • Граждане, сделавшие выбор до конца 2015 года в пользу , могут увеличить размер своей будущей выплаты, добровольно перечисляя часть средств в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Однако в 2018 году продлен мораторий на формирование пенсионных накоплений , то есть эти средства будут направлены на страховую пенсию (такая мера будет действовать и в 2019-2020 гг.). Но в любом случае все платежи, перечисленные работодателем, будут участвовать в расчете суммы будущей пенсионной выплаты.

По российскому законодательству пенсионное обеспечение неработающего гражданина , получающего пенсию по линии ПФР, не может быть меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера (ПМП). В связи с климатическими особенностями и различиями в уровне жизни населения эта величина устанавливается для каждого региона отдельно и пересматривается ежегодно с 1 января . В 2019 году его размеры варьируются от 7811 руб. (Тамбовская область) до 19000 руб. (Чукотский АО) - см. . Примечательно, что размер минимальной пенсии в России с повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Если размер пенсии меньше ПМП, предусмотрена в виде разницы между ПМП и величиной начисленного пенсионного обеспечения. Доплата может финансироваться из регионального или федерального бюджета. К сожалению, работающим пенсионерам социальная доплата не полагается , поскольку в их доходах учитывается помимо пенсии еще и заработная плата.

20 февраля 2019 года В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию поручил пересмотреть методику индексаций пенсий , не превышающих прожиточный минимум пенсионера. Ранее индексация касалась только базового размера пенсии, отчего размер социальной доплаты уменьшался, а фактически выплачивая пенсионеру сумма не изменялась. Президент предложил индексировать пенсии сверх уровня прожиточного минимума , то есть доводить размер пенсии до ПМП, а потом уже индексировать на соответствующий коэффициент. Подробнее о поручении Президента можно прочитать .

Сейчас в каждом регионе действует своя методика расчет ПМП. Однако в течение 2019 года может быть введена , унифицирующая расчеты. В связи с этими изменениями в некоторых регионах размеры ПМП в 2020 году (а значит, и размеры минимальных пенсий) могут как вырасти, так и понизиться. Но пенсионерам в связи с этим переживать не стоит: по закону размер уже начисленной пенсии с учетом социальной доплаты понизить не могут .

Какая пенсия считается минимальной в России?

Социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам в 2019 году

Если размер дохода (материального обеспечения) пенсионера меньше ПМП по региону, ему назначается социальная доплата. Она была введена в 2010 году с целью повышения материальное благосостояния малоимущих пенсионеров. На доплату могут рассчитывать только такие пенсионеры, которые удовлетворяют следующему набору условий:

  • пенсионер не работает после оформления пенсии;
  • проживает на территории РФ;
  • имеет совокупный доход меньше суммы ПМП.

В зависимости от того, превышает или нет размер регионального ПМП значение прожиточного минимума пенсионера, установленного в целом по стране (в 2019 году составляет 8846 руб.), пенсионеру может быть установлена одна из двух социальных доплат к пенсии:

  • федеральная - если в регионе ПМП меньше федерального (выплачивается через Пенсионный фонд);
  • региональная - если установленный региональный ПМП больше федерального (выплачивается органами Соцзащиты населения).

Бывает, что после объявленной индексации пенсии пенсионеры не замечают никакой прибавки. Как правило, «виновата» в этом социальная доплата:

Дело в том, что в течение года индексируется только непосредственно сам размер пенсии, а уровень ПМП для установления минимальной пенсии в течение всего года не меняется . В связи с этим после очередной индексации пенсионеры продолжают получать пенсию в размере регионального ПМП (при этом просто происходит уменьшение размера социальной доплаты).

Таким образом, можно сказать, что ежегодную индексацию пенсии ощущают только те пенсионеры, которые не получают социальную доплату до уровня прожиточного минимума - а это:

  • неработающие пенсионеры, у которых пенсия сама по себе больше регионального ПМП;
  • работающие пенсионеры (им не положена ни социальная доплата, ни ежегодная индексация, всего в России их насчитывается 9 млн человек).

Необходимо отметить, что социальная доплата к пенсии устанавливается только в заявительном порядке. Обычно это делается непосредственно в момент оформления пенсии после расчета ее размера. Однако на практике иногда пенсия в размере менее ПМП! В этом случае пенсионеру необходимо самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в органы ПФР или Соцзащиту по месту жительства.

Таблица - Минимальная пенсия в России в 2019 году с 1 января по регионам

Минимальная пенсия в России в 2019 году для неработающих пенсионеров будет соответствовать прожиточному минимуму пенсионера, действующему с 01.01.2019 г. и рассчитанному на основании потребительской корзины на продукты питания и непродовольственные товары.

Суммы для субъектов РФ существенно отличаются, они приведены в таблице.

№ п/п Название субъекта РФ Размер ПМП в субъекте, руб.
Центральный ФО
1 Белгородская область 8016
2 Брянская область 8523
3 Владимирская область 8523
4 Воронежская область 8750
5 Ивановская область 8576
6 Калужская область 8708
7 Костромская область 8630
8 Курская область 8600
9 Липецкая область 8620
10 Орловская область 8730
11 Рязанская область 8568
12 Смоленская область 8825
13 Тамбовская область 7811
14 Тверская область 8846
15 Тульская область 8658
16 Ярославская область 8163
17 Москва 12115
18 Московская область 9908
Северо-Западный ФО
19 Республика Карелия 8846
20 Республика Коми 10742
21 Архангельская область 10258
22 Ненецкий автономный округ 17956
23 Вологодская область 8846
24 Калининградская область 8846
25 г. Санкт-Петербург 8846
26 Ленинградская область 8846
27 Мурманская область 12674
28 Новгородская область 8846
29 Псковская область 8806
Северо-Кавказский ФО
30 Республика Дагестан 8680
31 Республика Ингушетия 8846
32 Кабардино-Балкарская Республика 8846
33 Карачаево-Черкесская Республика 8846
34 Республика Северная Осетия-Алания 8455
35 Чеченская Республика 8735
36 Ставропольский край 8297
Южный ФО
37 Республика Адыгея 8138
38 Республика Калмыкия 8081
39 Краснодарский край 8657
40 Астраханская область 8352
41 Волгоградская область 8569
42 Ростовская область 8488
43 Республика Крым 8370
44 г. Севастополь 8842
Приволжский ФО
45 Республика Башкортостан 8645
46 Республика Марий Эл 8191
47 Республика Мордовия 8522
48 Республика Татарстан 8232
49 Удмуртская Республика 8502
50 Чувашская Республика 7953
51 Кировская область 8474
52 Нижегородская область 8102
53 Оренбургская область 8252
54 Пензенская область 8404
55 Пермский край 8539
56 Самарская область 8413
57 Саратовская область 8278
58 Ульяновская область 8474
Уральский ФО
59 Курганская область 8750
60 Свердловская область 8846
61 Тюменская область 8846
62 Челябинская область 8691
63 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 12176
64 Ямало-Ненецкий автономный округ 13425
Сибирский ФО
65 Республика Алтай 8712
66 Республика Бурятия 8846
67 Республика Тыва 8846
68 Республика Хакасия 8782
69 Алтайский край 8669
70 Красноярский край 8846
71 Иркутская область 8841
72 Кемеровская область 8387
73 Новосибирская область 8814
74 Омская область 8480
75 Томская область 8795
76 Забайкальский край 8846
Дальневосточный ФО
77 Республика Саха (Якутия) 13951
78 Приморский край 9988
79 Хабаровский край 10895
80 Амурская область 8846
81 Камчатский край 16543
82 Магаданская область 15460
83 Сахалинская область 12333
84 Еврейская автономная область 9166
85 Чукотский автономный округ 19000
86 г. Байконур 8846

Примечание: в среднем по стране ПМП в 2019 году установлен в размере 8846 руб. согласно п. 5 ст. 8 закона о федеральном бюджете от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ.

Минимальная пенсия в России с 1 января 2019 года

В январе 2019 года произошло повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 11280 руб. В связи с этим было много ожиданий по поводу повышения пенсий. Однако все они были необоснованные - с 1 января минимальные пенсии в России повысились по другой причине .

Минимальный размер пенсии связан только с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), но не с ПМ для трудоспособного населения. Повышение МРОТ никак не влияет на размер пенсионных выплат, поскольку эта величина устанавливает минимальный уровень доходов только для работающего населения .


Напомним, пенсии могут быть повышены только в 3-х случаях:
  1. Из-за индексации на установленный Правительством коэффициент:
    • страховые (трудовые) пенсии - с 1 января 2019 г. повысились на 7,05%;
    • государственные, в том числе социальные пенсии - с 1 апреля 2019 г. планируют повысить на 2,4%.
  2. За счет перерасчета по пенсионному законодательству:
    • для работающих пенсионеров - повышаются ежегодно с 1 августа в беззаявительном порядке (в соответствии с внесенными страховыми взносами);
    • в любой момент по заявлению получателя пенсии, если есть основания.
  3. За счет увеличения регионального ПМП , которое осуществляется ежегодно с 1 января (в этом случае при прочих равных условиях увеличивается размер социальной доплаты для неработающих пенсионеров, пенсия которых составляет меньше установленного в регионе прожиточного минимума).

Таким образом, с 1 января 2019 г. пенсии были увеличены только за счет , а не из-за увеличения размера МРОТ. В результате пенсионеры получили Такая величина доплаты определяется относительно среднего размера страховой пенсии в РФ (14414 руб. на конец 2018 г.). Соответственно, те, кто получает минимальный размер пенсии, не ощутят значительного увеличения выплат с 01.01.2019 г.